Головна Аналітика Няня и гувернер: помогаем ангелу

Няня и гувернер: помогаем ангелу
Четвер, 15 березня 2018, 20:17

В больших книжных магазинах в разделе ангеология (учение об ангелах) можно отыскать книги шведского ученого-мистика Эммануэля Сведенборга. В работах Сведенборга заинтересовало подробное описание методологии воспитания ангелов. Ангел - существо «наделенное разумом и волею» (духовная литература). А еще ангел - проводник, вестник, посол (этимологический словарь).
Со временем образ ангела, по большей части, утратил свой сверхъестественный статус и превратился в поэтический символ и метафору. Ангелом называют того, кого любят и ласкают. Родители, как правило, видят в своих детях - ангелов. И это прекрасно. Но те же самые родители не видят, что их ангел взрослеет и меняется. По этому поводу было сказано: «Некоторые родители не взрослеют вместе с ребенком». Имеется в виду, что часто позитивное отношение родителей к ребенку ограничивается статичным восприятием ребенка. Истинное же воспитание предусматривает развитие, динамику, преодоление неизбежных возрастных кризисов. Именно поэтому так велика и значима роль домашнего воспитателя в семье (на начальном этапе - няня, а позднее - гувернер).
Средневековый философ Маймонид утверждал, что ангелы являются фигуральными выражениями для обозначения основных природных сил. Возможно, поэтому слово «ангел» и «ангельская» символика так часто присутствуют в логотипах фирм, деятельность которых связана с этими доминирующими силами.
Так, например, ангельская атрибутика широко используется в названиях организаций, обслуживающих семьи. Существует несколько туристических агентств, использующих слово ангел в своем названии и даже модный салон вышивки. Службы защитной сигнализации и помощи на дорогах также вполне оправдывают свое «ангельское» название.
Итак, как помочь ангелам? Кого мы хотим видеть в качестве воспитателей наших детей? Конечно, тех, кто любит детей и нацелен на их развитие. И конечно, тех, кто обладает определенными профессиональными навыками и умениями (современными эффективными методиками).
Взгляд Сведенборга на основные составляющие воспитания ясен и четок. Фундаментальными составляющими человеческого сознания являются, по его мнению, любовь и разумение. Причем любовь в широком смысле: любовь к благу и любовь к злу. Также и разумение: как стремление к истине, и как стремление ко лжи. Любовь Сведенборг уподобляет солнечному теплу, а Разумение - солнечному свету. Тепло несет основную энергию жизни, а свет позволяет этой энергии жизни проявиться и, став видимой, предстать перед миром и собой. Поэтому задачей гармоничного воспитания является удачное сочетание развития чувств и мышления.
Описывая существ неземных, духовных, Сведенборг с талантом прекрасного классификатора называет вполне земные методы воспитания ангелов: ролевые игры, театрализованные представления, развитие посредством изображений, развитие речи, телодвижений, письма («ангельской речи» и «ангельского письма» - мечта учителей всех времен и народов). Классифицируя воспитательную работу среди ангелов, Сведенборг, не называя воспитателей «нянями» или «гувернерами», подробно и детально вырисовывает направления их деятельности. Поскольку и функции, и методы этих профессий различны.