Головна Аналітика По новым правилам

По новым правилам
Середа, 09 травня 2018, 19:10

С 15.12.2017 г.. В России изменились правила ареста морских судов. Изменения обусловлены вступлением в силу новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса России  (далее - Кодекс), которая существенно изменила правила рассмотрения дел. Нововведения также коснулись порядка ареста судов.

Россия -  участник Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда 1952 

Отделение МКАС при ТПП РФ содержит перечень морских требований, которые являются основанием для ареста судна. При этом положения Конвенции реализуются с помощью национального законодательства, в том числе Хозяйственного процессуального кодекса. 

В предыдущей редакции Кодекса упоминалось об аресте судов только в контексте подсудности дел, при этом арест осуществлялся на основании общих положений о мерах или обеспечения иска. Новый Кодекс учел особенности ареста судов и отводит процедуре отдельные положения.

Сроки рассмотрения и местонахождение судна

Прошла редакция Кодекса содержала отдельный раздел «Меры предосторожности», положения которого позволяли наложить арест на судно без подачи иска по существу. Такая возможность сохранилась в новой редакции, однако в рамках обеспечения иска. Как и ранее, суд обязан рассмотреть заявление в течение 2-х дней с момента ее подачи. В большинстве случаев заявления назначаются к рассмотрению на второй день. Учитывая, что судно находится в порту ограниченное время, подача такого заявления в конце недели обусловила риск оставления судном порта до наложения ареста.

Однако принципиальное отличие касается местонахождение судна, на которое накладывается арест. Ст. 16 Кодекса в прошлой редакции предусматривала, что дела об аресте судна осуществляется для обеспечения морского требования, рассматриваются судом по местонахождению морского порта России, в котором находится судно, или порта регистрации судна. Итак, обязательным условием ареста было пребывание судна в порту. Новая редакция Кодекса в ст. 30 дополнительно предусматривает наложение ареста судом по местонахождению порта, к которому направляется судно. Соответствующее дополнение является чрезвычайно важным, поскольку позволяет заранее подготовить документы по подачи заявления. Стоит отметить, что такая новелла отображает современную мировую практику по аресту судов. Например, положение о возможности ареста судна, следующего в порт, содержится в ст. 471 Испанского Act on Maritime Navigation 2014.

Подача иска по существу дела

Также значительно изменился срок подачи иска по существу. Ранее он составлял 5 дней. В большинстве случаев он не мог быть соблюден, поскольку споры по сути дела из морских требований обычно подлежат рассмотрению в международных морских арбитражах. Кроме этого, большинство арбитражных процессов начинается с номинации арбитров, а подача иска осуществляется на следующих этапах. Поэтому фактически максимальный срок ареста судна составлял 5 дней. В некоторых случаях судно свободно осуществляло погрузочно-разгрузочные работы в течение данного срока и оставляло украинский порт.

Новый Кодекс предусматривает особое правило для ареста судов - иск должен быть подан в течение 30 дней от даты заявления. Таким образом, арест продлится почти месяц, что обеспечит реальную выплату любого требования заявителя.

соразмерность требований

Одной из проблем, которые существовали ранее, был арест судна за небольшими требованиями, не достигали 30 тыс. Долларов США. Иногда суды отказывали в аресте, обосновывая тем, что размер требования являются несоизмеримо со способом обеспечения, а именно с возможными убытками, связанными с простоем судна. Часть ст. 137 новой редакции Кодекса содержит специальное положение: меры обеспечения иска, кроме ареста морского судна, осуществляется для обеспечения морского требования, должны быть соразмерными с заявленными истцом требованиями. Итак, небольшой размер морского требования, к примеру, связанной с невыплатой заработной платы капитану или экипажа судна, не может стать основанием для отказа в аресте.

встречное обеспечение

Суд может обязать заявителя обеспечить возмещение возможных убытков ответчика, связанных с арестом, путем внесения денежных средств на депозитный счет суда. Ст. 141 кодекса в новой редакции также предусматривает альтернативные варианты встречного обеспечения: предоставление гарантии банка, поручительства или иного финансового обеспечения на определенную судом сумму и от согласованной судом лица, в отношении финансовой состоятельности которой суд не сомневается; совершение других определенных судом действий для устранения потенциальных убытков и других рисков ответчика, связанных с обеспечением иска.

Предыдущая редакция предусматривала, что арест судна действует только после внесения заявителем депозита. По новой редакции срок предоставления встречного обеспечения устанавливается судом и не может превышать 10 дней. При этом решение об аресте подлежит немедленному исполнению с момента его принятия.

Стало лучше?
Новый кодекс вступил в силу 15.12.2017 г., т. На сегодня практика применения новых норм почти единичная. Бесспорно, новые положения устранили предыдущие недостатки и сделали процедуру ареста для заявителей более лояльной. Зато судовладельцам стоит обратить внимание на вышеуказанные изменения, поскольку увеличение срока ареста судна может привести к несравненно существенных убытков.