Головна Аналітика Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" | Закон України “Про судоустрій і статус суддів” - оценка практики приминения

Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" | Закон України “Про судоустрій і статус суддів” - оценка практики приминения
Четвер, 23 червня 2011, 13:36

Закон України Про судоустрій і статус суддівВ течение всего периода становления Украины как независимого, демократического, правового государства, в котором права и интересы человека и гражданина провозглашены Конституцией Украины наивысшей социальной ценностью, которая определяет направленность развития и деятельности государства, одним из актуальных вопросов остается реформирование судебной системы.

С момента вступления в Совет Европы в 1995 году Украина признала необходимость приведения системы правосудия в соответствие с признанными европейскими стандартами.

Первыми законодательными актами, принятыми в Украине со времени обретения независимости стали Закон Украины "О статусе судей" (1992 года) и Закон Украины "О судоустройстве Украины" (2002 года), которые определили правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине, систему судов общей юрисдикции, основные требования относительно формирования корпуса профессиональных судей и статусе судей, систему и порядок осуществления судейского самоуправления.

Вместе с тем, практика применения указанных законов, показала наличия ряда проблем, в частности, в несовершенстве системы судов, порядка отбора судей и привлечения их к дисциплинарной ответственности, системы и деятельности квалификационных комиссий и т.п., которые со временем приобретали системный характер и негативно сказались на уровне судебной защиты граждан и качества осуществления правосудия в целом. Фрагментарные изменения, которые вносились в указанных законах, ситуации к лучшему не изменили.

Учитывая это назрела насущная необходимость в принятии скоординированных мероприятий по комплексному реформированию законодательства о судоустройстве и статусе судей, а также осуществления судопроизводства.

Благодаря консолидированным усилиям всех институтов власти 7 июля 2010 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", проект которого был подготовлен рабочей группой, созданной Президентом Украины.

Принятие этого Закона стало долгожданным и важным событием в направлении реформирования судебной системы Украины и приведения ее в соответствие с европейскими стандартами.

В положениях Закона комплексно решены существующие проблемы в этой сфере. При этом, учтены выводы и рекомендации Венецианской комиссии, которые предоставлялись в предыдущих законопроектах по вопросам судоустройства и статуса судей.

Европейское сообщество высоко оценила принятие указанного Закона, поскольку это стало важным шагом в создании судебной системы в Украине, соответствующей требованиям, предъявляемым к судебной власти в демократическом государстве.

В частности, Венецианская Комиссия в своем заключении к закону, одобренному на его заседании 15 - 16 октября 2010 года, большинство норм Закона оценила положительно как такие, которые соответствуют признанным европейским стандартам, а также выразила рекомендации по дальнейшему их совершенствованию.

Рассматривая вопрос практики применения положений Закона, которая составила уже более десяти месяцев, следует сосредоточить внимание на таких основных ее аспектах.

Согласно Закону на сегодня функционирует четкая вертикаль системы судов общей юрисдикции во главе с высшими специализированными судами, которые отвечают за обеспечение единства применения законодательства и судебной практики в рамках соответствующей судебной юрисдикции. В частности, в реализацию положений Закона Указом Президента Украины от 12 августа 2010 года № 810 образован Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который начал свою работу с 1 ноября 2010 года, и в его состав на сегодня избран 63 судьи.

Также во исполнение требований Закона в соответствии с Указом Президента Украины от 14 сентября 2010 года № 900 ликвидированы военные суды, существование которых уже давно критиковалось международными институтами, как одно из главных несоответствий европейским стандартам и практики Европейского суда по правам человека.

Согласно Закону осуществление функций по отбору кандидатов на должности судей и привлечения судей к дисциплинарной ответственности сосредоточено в одном органе - Высшей квалификационной комиссии судей Украины, который, в свою очередь, обеспечивает организационное единство и централизованность в решении этих вопросов.

Как того требуют положения Закона отбор кандидатов на должности судей осуществляется на началах конкурсности и прозрачности и включает такие стадии, как прохождение кандидатами специальной подготовки, составления ими квалификационного экзамена (путем анонимного тестирования), формирование рейтинга кандидатов и зачисления их в резерв на замещение вакантных должностей судей, рекомендации лица на должность судьи, исходя из места, которое занимает человек в соответствующем рейтинге.

При этом важно отметить, что определенный Законом механизм назначения на должность судьи устраняет политическую составляющую из процесса назначения судей Президентом Украины на должность впервые и избрания их Парламентом бессрочно, относя решение указанных субъектов в ранг церемониального характера.

На сегодня, Высшей квалификационной комиссией судей Украины уже начата процедура отбора кандидатов на должности судей и в полной мере осуществляются необходимые для этого организационные мероприятия.

В частности, 28 апреля 2011 Высшей квалификационной комиссией судей Украины принято решение о допуске к участию в отборе кандидатов на должность судьи 3430 человек, подавших письменные заявления об участии в отборе кандидатов на должность судьи, все необходимые документы, определенные Законом, и по результатам проверки представленных документов эти лица соответствуют требованиям, установленным к кандидатам на должность судьи.

На базе Академии судей Украины образовано Национальную школу судей Украины при Высшей квалификационной комиссии судей Украины, ответственному за подготовку высококвалифицированных кадров для судебной системы и с учетом положений Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" о специальной подготовки кандидатов на должность судьи" от 3 февраля 2011 № 2982-VI, осуществляет, среди прочего, организацию специальной подготовки кандидатов на должность судьи.

Законом предусмотрено, что программа, учебный план и порядок прохождения специальной подготовки, а также перечень юридических вузов, осуществляющих подготовку кандидатов на должность судьи, утверждается Высшей квалификационной комиссией судей Украины.

Для выполнения этих требований Закона 28 апреля 2011 Высшей квалификационной комиссией судей Украины принято решение о проведении 22 мая 2011 анонимного тестирования (экзамена) кандидатов на должность судьи на выявление уровня их общих теоретических знаний в области права и определен перечень высших учебных заведений, на базе которых будет проводиться анонимное тестирование (экзамен) кандидатов.

Также решением Высшей квалификационной комиссии судей Украины от 18 мая 2011 утверждена база тестовых вопросов для составления кандидатами на должность судьи анонимного тестирования (экзамена) на выявление уровня общих теоретических знаний в области права.

Законом введено действенный и эффективный механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Как уже отмечалось, на выявление нарушений Закона судьями уполномоченное Высшая квалификационная комиссия судей Украины. При Комиссии функционирует служба дисциплинарных инспекторов, которые по поручению члена Комиссии предварительно анализируют заявления и сообщения о неправомерных действиях судей. Законом определен четкий перечень оснований дисциплинарной ответственности судей. Согласно положениям Закона каждое лицо имеет право непосредственно обратиться с жалобой на поведение судьи в Высшую квалификационную комиссию судей Украины, которая должна ее проверить.

Для создания благоприятных условий для реализации гражданами указанного права Высшей квалификационной комиссией судей Украины на своем веб-сайте размещен образец заявления относительно неправомерного поведения судьи.

Важно отметить, что в разрезе обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия положительным достоянием стало введение по закону во всех судах общей юрисдикции автоматизированной системы документооборота и распределения дел, а также лишение возможности председателей судов в любой способ влиять на материально-техническое обеспечение судей соответствующего суда, а также любых процессуальных рычагов влияния на рассмотрение дела.

В части непосредственного осуществления правосудия необходимо отметить, что с учетом изменений, внесенных Законом в процессуальные кодексы, среди прочего, сокращены сроки рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях, исключена возможность направления апелляционными судами дел на новое рассмотрение и предоставлены им полномочия принимать решения по существу спора, введен в административном процессе вызов сторон путем направления текста повестки по электронной почте, факсу, телефаксу, об ьявления в газете о вызове ответчика в суд закреплено в административном и гражданском процессах право лица подавать апелляционную жалобу без подачи предварительного заявления об апелляционном обжаловании. Следует отметить, что благодаря этим, а также другим изменениям в процессуальные кодексы, судебный процесс стал доступнее, а процедура осуществления судопроизводства простой и менее длительной.

Кроме указанного, на сегодня принимаются соответствующие меры организационного, нормативно-правового, кадрового, финансового характера, которые направлены на обеспечение полноценного функционирования всех предусмотренных Законом институтов и механизмов судебной системы и гарантирования защиты предусмотренных Конституцией Украины прав и свобод граждан.

Несмотря на то, что Закон хотя и принят недавно, со временем практика его применения все же позволит выявить определенные пробелы и несовершенства правового регулирования тех или иных вопросов судоустройства или статуса судей, несомненно потребуют решения путем внесения соответствующих изменений в Закон.

В этом смысле следует отметить, что, с целью учета выводов Венецианской Комиссии согласно Плану мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы, утвержденным Указом Президента Украины от 12 января 2011 № 24, Министерству юстиции поручено разработать и представить в установленном порядке для внесения Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей".

Сейчас Министерством юстиции ведется работа над подготовкой соответствующего законопроекта, которым будет предусматриваться имплементация указанных рекомендаций Венецианской Комиссии и исправления пробелов, выявленных в ходе практики применения Закона.

Подытоживая вышесказанное следует отметить, что дальнейшее совершенствование положений Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" должно происходить с учетом действительной необходимости улучшить нормативно-правовое регулирование вопросов судоустройства, статуса судей и осуществления правосудия, необходимости исправления выявленных пробелов. При этом, главной целью при решении этих вопросов в любом случае должно быть обеспечение доступности правосудия и надлежащей судебной защиты любого лица, за такой защитой обращается.

Источник: http://www.minjust.gov.ua/0/35586