Головна Аналітика Бизнес на бумаге и его последствия

Бизнес на бумаге и его последствия
П'ятниця, 18 листопада 2011, 08:47

Бизнес на бумаге и его последствияОтносительно деятельности фиктивных субъектов хозяйствования

Как известно, одним из признаков субъектов является осуществление ими хозяйственной деятельности, под которой Хозяйственный кодекс Украины понимает деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг по ремонту и сервисному обслуживанию стиральных машин от компании  http://stiralservis.ru/запчасти
Но нередко субъекты хозяйствования создаются для осуществления нелегальной деятельности. Некоторые из них лишь формально содержат признаки, указанные в ст. 55 ХКУ, в действительности же образуют сектор теневой экономики и имеют целью уменьшения размера налоговых обязательств перед бюджетом реально работающих предприятий, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, занятие запрещенными видами деятельности и т.п.. Такие предприятия очерчиваются юридическим термином "фиктивные". Итак, рассмотрим их юридическую природу.

В действующем законодательстве Украины нет четкого определения понятий "фиктивное предприятие", "фиктивный субъект хозяйствования". Юридическая наука и практика применения гражданского, хозяйственного, налогового и уголовного законодательства выделяет следующие признаки фиктивности:
предприятие регистрируется на поддельные или утерянные документы;
учредителями, участниками и должностными лицами юридического лица или физического лица - предпринимателя являются так называемые подставные лица, которые не имели целью заниматься хозяйственной деятельностью;
осуществление хозяйственной деятельности сопровождается неуплатой налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет;
такой субъект хозяйствования осуществляет деятельность, не предусмотренную уставными документами, запрещенные виды деятельности или вообще не занимается хозяйственной деятельностью;
нарушается порядок бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
по указанному в документах местонахождению предприятия нет;
организационно-правовой формой фиктивных предприятий являются, как правило, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, иногда фермерское хозяйство;
фиктивные предприятия обычно имеют нейтральное название, не указывает на сферу хозяйствования, в которой они работают, состав участников, территориальной принадлежности;
такие субъекты хозяйствования характеризуются коротким сроком существования;
от юридических лиц в пользу таких субъектов поступают значительные средства под видом оплаты значительного количества товаров, работ, услуг;
отсутствие в регистрационном деле служебного телефона, адреса электронной почты и другой контактной информации.

Фиктивным предприятие может считаться при наличии в совокупности нескольких из указанных признаков.

Фиктивные субъекты хозяйствования, как правило, создаются для таких целей: (1) совершение имущественных преступлений (прежде присвоений и мошенничеств), преступлений в кредитно-финансовой и банковской сферах; (2) легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем; ( 3) проведение с легально работающими субъектами бестоварных операций, что позволяет создать для них налоговый кредит и тем самым уменьшить размер налоговых обязательств по НДС а также перевод (конвертация) безналичных средств в наличность; (4) избегание налоговым агентом - работодателем удержания и перечисления в бюджет налога с доходов физических лиц, а также уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование путем регистрации наемных работников физическими лицами - предпринимателями, к которым применяется упрощенная система налогообложения и отчетности; (5) уклонение от уплаты налогов крупными предприятиями путем измельчения их бизнеса.

Прекращения субъектов хозяйствования с признаками фиктивности по решению суда

В связи со вступлением Налогового кодекса Украины ХКУ был дополнен ст. 55-1 "Фиктивная деятельность предприятия" следующего содержания: "Признаки фиктивности, дающих основания для обращения в суд о прекращении юридического лица или прекращения деятельности физическим лицом - предпринимателем, в том числе признание регистрационных документов недействительными:

зарегистрировано (перерегистрировано) на недействительные (утраченные, утерянные) и поддельные документы;

не зарегистрировано в государственных органах, если обязанность регистрации предусмотрено законодательством;

зарегистрировано (перерегистрировано) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление подставным (несуществующим), умершим, без вести пропавшим лицам или таким лицам, которые не собирались вести финансово-хозяйственную деятельность или реализовывать полномочия;

зарегистрировано (перерегистрировано) и производит финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей ".

По делам о прекращении юридического лица или физического лица - предпринимателя из признаков фиктивности предметом иска могут быть:

признание недействительной записи о проведении государственной регистрации;

признании недействительными учредительных документов;

признание недействительной записи о проведении государственной регистрации и учредительных документов.

Дела с такими исковыми требованиями могут рассматриваться хозяйственными и административными судами. В любом случае истец должен четко доказать, что фиктивный субъект хозяйствования зарегистрирован на подставных лиц или на лиц, документы которых утрачены, утеряны или похищены. То есть доказательное бремя лежит в том числе и на гражданах, документы которых были использованы. При этом в судебном порядке истец доказывает, что такие лица, во-первых, не имели целью заниматься хозяйственной деятельностью, во-вторых, не участвовали в деятельности фиктивных субъектов хозяйствования и, в-третьих, не были осведомлены о такой деятельности .

Надо отметить, что создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, относительно которых есть запрет, содержит признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 205 Уголовного кодекса Украины. Событие и состав преступления, предусмотренного ст. 205 УКУ, лица, виновные в его совершении, т.е. наличие факта фиктивности предпринимательства, могут быть установлены только обвинительным приговором суда по уголовному делу, вступившим в законную силу. Такой приговор является обязательным для суда при решении вопроса, имели ли место деяние и кем они совершены (согласно требованиям процессуального законодательства: ч. 3 ст. 35 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, ч. 4 ст. 72 Кодекса административного судопроизводства Украины). Важны также письменные доказательства, а именно акты, составленные органами ГНС в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.

Решение по делу должно выноситься на основе ст. 42 ХКУ, которая определяет, что предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Как известно, целью фиктивного предпринимательства является прикрытия незаконной деятельности или осуществления таких видов деятельности, по которым установлен специальный запрет. Действия лиц, направленные на создание фиктивных субъектов хозяйствования (подготовка учредительных документов, действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица или физического лица-предпринимателя), не соответствуют их действительной внутренней воле и является фиктивной сделкой в понимании ст. 234 Гражданского кодекса Украины, ведь совершаются без намерения создания правовых последствий, которые им обусловлены (т.е. без намерения заниматься хозяйственной деятельностью). Учитывая изложенное, сделка (создание предприятия с признаками фиктивности) может быть признана судом недействительной на основании ст. 203, 215, 234, 236 ГКУ.

Признание недействительными договоров, заключенных с фиктивными субъектами хозяйствования

Целями фиктивных субъектов хозяйствования является прикрытие незаконной деятельности предпринимателей по уклонению от уплаты налогов и конвертация безналичных средств в наличность. Согласно ч. 1 ст. 207 ХКУ договоры, заключаемые с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, могут быть признаны судом недействительными.

Такую же позицию высказывает и Высший хозяйственный суд Украины, приводя ее в абзаце 2 п. 19 Разъяснения "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием сделок недействительными" от 12.03.1999 г. № 02-5/111, где указано, что именно только признания хозяйственным судом недействительными учредительных документов предприятия и / или решения о создании предприятия, а также принятия хозяйственным судом решения об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности не является основанием для того, чтобы считать недействительными сделки, заключенные таким предприятием с другими предприятиями или организациями до момента исключения его из государственного реестра.

Однако в случае признания в установленном порядке недействительными учредительных документов субъекта предпринимательской деятельности или отмены его государственной регистрации в связи с осуществлением соответствующей регистрации на основании утерянного документа, удостоверяющего личность, или на подставное лицо - учредителя субъекта предпринимательской деятельности и по наличии других обстоятельств, свидетельствующих о заключении оспариваемых сделок с целью, противоречащей интересам государства и общества, заключенные таким субъектом предпринимательской деятельности сделки должны признаваться недействительными независимо от времени их заключения.

Выводы

Предпосылкой возникновения фиктивных субъектов предпринимательства является, как правило, небрежное обращение граждан с документами, которые удостоверяют личность, а также низкий уровень общего правового образования и правосознания.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что к уголовной ответственности привлекаются только исполнители (то есть привлеченные заинтересованными в фиктивности лица, которые по регистрационным документам являются учредителями (участниками) фиктивных предприятий или их руководителями), тогда как организаторы таких структур избегают ответственности за то, что формально непричастны к их деятельности.

Более того, в случае прекращения предприятия, деятельность которого содержит признаки фиктивности, страдают и легально работающие субъекты предпринимательской деятельности, которые пользуются их услугами. В случае признания судом недействительными хозяйственных обязательств по фиктивным предприятием все административно-хозяйственные санкции накладываются на его контрагента. Кроме того, предприниматели, обратившиеся к фиктивным коммерческим структурам, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а если они занимают на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей - и к уголовной ответственности за преступления в сфере служебной деятельности.

Сегодня вместо одного фиктивного предприятия, деятельность которого приостановлена по решению суда, создается другой. При этом лица, занимающиеся созданием таких субъектов, несут лишь расходы, связанные с государственной регистрацией, нотариальным заверением документов, подделкой документов и вознаграждением для подставных лиц. Эти расходы являются мизерными и быстро покрываются нелегальными доходами, полученными от незаконной деятельности по предоставлению услуг новым клиентам.

По нашему мнению, для эффективной борьбы с фиктивным предпринимательством крайне необходимо совершенствование правовой базы, а именно:
нормативное закрепление таких понятий, как "фиктивное предприятие", "фиктивный субъект предпринимательской деятельности";
дополнения ст. 55-1 ХКУ признаками фиктивности, по которым возможно обратиться в суд о прекращении юридического лица или физического лица - предпринимателя;
дополнение УК нормой, предусматривающей ответственность за осуществление фиктивной предпринимательской деятельности физическими лицами - предпринимателями.

Преодолеть в Украине фиктивное предпринимательство можно лишь при условии взаимодействия налоговых органов и органов государственной регистрации с правоохранительными органами, высокого уровня правосознания граждан и участия общественности в борьбе с этим явлением.

Наталья Андриишин, Клим Пыхтин | Правовая неделя № 44-46, 16 ноября 2011 | http://www.legalweekly.com.ua