Головна Аналітика «Укрспирт» спасет производство биоэтанола

Понеділок, 29 січня 2018, 03:44

«Единственная реальная возможность реанимации отечественной спиртовой отрасли — это развитие альтернативного направления, то есть производства биотоплива», — именно такое «заявление» опубликовало недавно издание «Зеркало недели».

Причиной громкого заключения стала обычная, однако неутешительная статистика.

«На сегодня из 41 предприятия в составе «Укрспирта» работает всего 5 спиртзаводов, которые произвели в январе 300 — 400 тыс. дал продукции. Объемы экспорта упали с 12 млн дал в 2006 г. до 200 тыс. дал в 2014-ом. Внутренний рынок за последний год сократился на 25%. Если в 2013 г. внутри страны было продано 22 млн дал пищевого спирта, то в 2014-м объем продукции упал до 14,5 млн дал. Если не принять экстренных мер, спиртовой направление Украины ждет крах», — говорится в публикации.

И эксперты находят такой «экстренное спасение» в развитии биотопливного направления. Тем более, что нефтетрейдеры заинтересованы в выводе на рынок топлива с содержанием биоэтанола. «Биотопливо имеет экологические преимущества, легко смешивается с обычным бензином, не содержит вредных для автомобиля присадок, благодаря наличию спирта промывает двигатель и всю топливную систему, не образует нагара на свечах. К тому же оно дешевле», — рассказал совладелец сети АЗС «КЛО» Игорь Чернявский.

«Биоэтаноловых» реалии

Сейчас на пяти заводах «Укрспирта» уже установлено оборудование для производства биоэтанола по новейшей технологии мембранной фильтрации. Инвестором проекта выступила инжиниринговая производственная группа «Техинсервис», которая изготовила и предоставила спиртзаводам оборудование в аренду. Сумма инвестиций, вложенных производственной группой в этот проект, составила 200 млн грн. Общая производительность проекта — 125 тыс. т топливного этанола в год. Кроме того, «Укрспирт» на пяти заводах имеет собственные мощности производства биоэтанола за азеотропной технологии суммарной мощностью 40 тыс. т в год.

Однако реальные показатели далеки от расчетных. Если в 2013 г. было произведено 50 тыс. т биоэтанола, то в 2014-м — всего 21 тыс. т.

Неоднозначные толкования

По расчетам издания, главная причина, которая останавливает нефтетрейдеров от закупок спиртосодержащего топлива, — неурегулированность вопроса с акцизом. В процессе производства биоэтанола к спирту добавляются бензин и ядовитые вещества, удалить которые невозможно. Однако закон допускает двойное толкование: к биоэтанола можно применить законодательство об акцизе на спирт (в таком случае придется заплатить 70,53 грн за литр), но можно отнести его и к альтернативному топливу, тогда акциз составит 99 евро за тонну».

Кроме «двуликого толкование» в Налоговом кодексе, существует и проблема завышенной, по мнению участников рынка, ставки акцизного налога на альтернативный бензин.

«Украина потребляет около 4,5 млн т бензина в год. Альтернативного бензина в 2013 г. было произведено 160 тыс. т, или всего 4% от общего потребления. В 2014 г. было установлено акциз на альтернативное топливо в размере 99 евро за тонну, что составляет 49% от акциза на бензин АИ95. В результате производство альтернативного бензина 2014 г. составил 68 тыс. тонн, или 43%, по сравнению с 2013 г.», — сообщил генеральный директор компании «Техинсервис» Игорь Щуцкий.

Опрошенные изданием эксперты считают, что ситуация с налогами на биотопливо, которая сложилась на сегодня, объясняется не столько желанием навести порядок и наполнить госказну, как попытками импортеров светлых нефтепродуктов заблокировать выход на рынок альтернативного топлива.

Выход есть

Так как решить проблему? Недавно представители «Укрспирта», Минагрополитики и нефтетрейдеры создали рабочую группу для наработки изменений в законодательство об акцизах. В частности, предлагается четко определить биоэтанол как топливный компонент, обеспечить нужный уровень контроля над его оборотом и внедрить акциз на альтернативное топливо украинского производства на уровне 5 — 10% от ставки акциза на бензин, что будет пропорционально его доле рынка. Такой уровень налога позволит отрасли стать на ноги. Впоследствии, когда доля рынка альтернативного топлива возрастет, ставку акциза необходимо будет пересмотреть.